Устройства автоматики и телемеханики применяемыми на железных дорогах это основа для обеспечения безопасности, максимального пропускного уровня и пропускной способности железных дорог России.
Под такими устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики (сокращенный термин, введенный специалистами и инженерами – ЖАТ) понимают технические средства ( механические, электронные, релейные) автоматизации процесса управления железнодорожных перевозок, которые максимально обеспечивают безопасность движения поездов, электричек, товарных составов и максимальную пропускную способность. В комплекс ЖАТ входят устройства и системы, обеспечивающие интервальное регулирование движением поездов,электричек,подвежных и ремонтных составов на станциях и перегонах. Инженеры различают следующие системы и типы ЖАТ:
- автоматическая и полуавтоматическая блокировка (АБ);
- электрическая централизация стрелок и светофоров (ЭЦ);
- автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС);
- устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС);
- диспетчерская централизация и диспетчерский контроль (ДЦ, ДК);
- другое.
Устройства ЖАТ на сети современных железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и 1 технический центр автоматики и телемеханики с общей численностью работников 37,6 тыс. чел.
ООО “СтройЖелдДорПроект-Сцб”